ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

 

     Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

     Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

     Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

     Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую про­фессию или группу родственных профессий.

Побеседуй с представителями избираемых Профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически — и действуй!

     Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.


ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил; самообразование, поступление в учебное заве­дение, подготовительные курсы).

  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настой­чивость. терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основно­го варианта.


ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ



ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ: правильно выбрать профессию может человек четко осознавший:

Что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации)

Что он есть (знающий свои личностные и физические особенности)

Что он может (знающий свои склонности, способности, дарования)

Что от него потребует работа и трудовой коллектив.

 

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ: выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ: профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в Дни открытых дверей, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

 

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ: отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это -психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.


ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ



1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии за компанию

Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Отождествление учебного предмета с профессией.

Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.

Неумение определить путь получения профессии.

 

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ

Незнание или недооценка своих физических особенностей.

Незнание или недооценка своих психологических особенностей.

Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

 

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИИ

Увлечение только внешней стороной профессии.

Предубеждение в отношении престижности профессии.

Незнание требований профессии к человеку.

Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 

 ВЫБИРАЯ ПРОФЕССИЮ, ВАЖНО:

  • Определить свои способности и возможности, интересы и склонности, которые помогут способствовать успеху в обучении и работе.

  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержании работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий.

  • Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей профессии.

  • Узнать в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую специальность.

  • Выяснить возможности трудоустройства.

  • Проанализировать всю собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом.


ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ НУЖНО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ, ВЫБИРАЯ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

  • Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что Вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКУ

Выбрав учебное заведение, и подав документы в приемную комиссию, необходимо:
  • Ознакомиться с условиями приема именно в этот ВУЗ.

  • Не следует полагаться на правила поступления, добытые из справочников прошлых лет, равно как и на информацию, полученную от знакомых студентов или родителей, она могла безнадежно устареть.

  • Обратите внимание на пункты, посвященные порядку зачисления медалистов.

  • Сегодня каждый ВУЗ на свое усмотрение вносит изменения в правила, по которым будет производиться набор, поэтому, чтобы не было неприятных открытий, тщательно сам проштудируйте правила приема.